Для привлечения внимания общественности к проблемам чтения детей и юношества в 2017 году было принято распоряжение Правительства РФ от 03.06.2017 № 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации». Калмыкия  –первый регион, в котором прошли мероприятия в рамках этой Программы.

На базе Национальной библиотеки им. А. М. Амур-Санана 20 сентября 2017 года был организован Межрегиональный научно-практический семинар. В его работе приняли участие представители из Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегионального центра библиотечного сотрудничества: Кузьмин Е. И., Бакейкин С. Д., Мурована Т.А., а также более сотни преподавателей истории, русского языка и литературы, калмыцкого языка, социальных педагогов, студентов кафедры педагогики КалмГУ и работников муниципальных библиотек республики.

От имени Министра культуры и туризма РК с приветственным словом выступил Халхинов Д. В., начальник отдела этно-культурного развития МКиТ РК. Он высказал пожелание участникам семинара выработать пути и решения проблемы детского и юношеского чтения, чтобы Россия вновь обрела статус самой читающей страны в мире.

Рассказал о политических и социальных задачах Государственной программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Кузьмин Е. И.

Политическая задача Программы состоит в том, чтобы вырастить такое поколение молодых читателей, которое сможет на высокоинтеллектуальном уровне ответить на вызовы современности в условиях глобальной конкуренции, решать проблемы страны и гордиться ею, сохранить и обустроить ее.

Евгений Иванович подчеркнул, что задачей всего российского общества является преодоление негативной тенденции снижения интереса к чтению и формирование предпосылки для позитивных изменений. То есть, надо приобщить детей и подростков не только к чтению, но и шире: приобщить к письменной культуре, воспитать уважение к ее институтам (библиотекам, архивам, образовательным учреждениям, писателям, издателям, редакторам, корректорам и т.д.). В этом смысле, отметил Кузьмин, возникновение цифровых технологий и Интернета ничего не изменило. Важная информация также сохраняется и транслируется, при этом телевидение и Интернет – это всего лишь побудитель к чтению. 

  В своем выступлении Евгений Иванович не раз повторил, что не следует подменять чтение только уроками литературы, необходимо следить за внешкольным чтением детей.

Важную роль в приобщении детей к чтению играет читательское поведение родителей и учителей, информационная среда, семейные и школьные  библиотеки, качество культурного посредничества между книжным потоком, детьми и их родителями, навигация в литературном пространстве, а также возрастающие возможности детей при освоении письменной культуры.

– Сколько учителей в школе активно читают? Как часто вы разговариваете между собой о прочитанных книгах? – задавал вопросы присутствующим педагогам Евгений Иванович, подчеркивая важность создания  атмосферы чтения.

Завершая свое  выступление, Кузьмин перечислил основные направления Программы: научно-исследовательская деятельность; поддержка детской литературы; развитие инфраструктуры детского и подросткового чтения (библиотеки, издательства и др.), медиасферы (какие книги, в каком возрасте нужно читать детям), а также развитие кадрового потенциала.

Неподдельный интерес к обсуждаемой проблеме  проявила  Джамбинова Т. Н., директор БПОУ РК “Элистинский педагогический колледж им. Х. Б. Канукова”. Татьяна Николаевна активно задавала вопросы, высказывала свое мнение о популяризации чтения в преподавательской среде. Организаторы семинара отметили порыв Татьяны Николаевны и персонально пригласили ее  принять участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы» 22 ноября 2017 г. в Москве в Доме Русского зарубежья имени А. Солженицына.

– Мы заинтересованы в том, чтобы неравнодушный коллега из региона выступил на конференции, – отметил Кузьмин Е.И.

В продолжение программы семинара выступил Бакейкин С. Д., заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», исполнительный директор Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, вице-президент Российской библиотечной ассоциации. В своем докладе Сергей Дмитриевич рассказал о работе Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». О том, что это экспертно-консультативный орган при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, секретариат которой является структурным подразделением МИД РФ. В состав Комитета входят известные библиотекари, архивисты, музейные работники, ученые, политики и представители органов власти.

Комитет был создан в 2000 году. Комитет  и не является юридическим лицом. Для его успешной работы ему нужен рабочий орган, который разрабатывал бы конкретные проекты и искал средства для реализации этих проектов.

С 2006 года таким рабочим  органом Комитета является негосударственная, неправительственная, некоммерческая организация «Межрегиональный центра библиотечного сотрудничества» (МЦБС).

Далее Бакейкин С. Д. рассказал о проектах, мероприятиях и изданиях МЦБС по продвижению чтения.

Следующей выступила Мурована Т. А., программный специалист Институту ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, ответственный секретарь Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» с докладом на тему: «Взаимосвязь медийно-информационной грамотности и проактивности».

Вначале Татьяна Анатольевна рассказала об Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, который был создан в 1997 году в Москве как структурное подразделение секретариата ЮНЕСКО и является центром изучения передовых методов применения ИКТ в образовании, экспертизы и распространения информации в данной области. Основными направлениями работы Института являются: образовательная политика, исследования, техническое содействие, профессиональное развитие педагогов, сетевое взаимодействие, цифровая педагогика, открытые образовательные ресурсы и практики, учебные материалы.

«Чтение – культурная компетентность», - вот основной тезис выступления Татьяны Анатольевны. А медийно-информационная грамотность невозможна без культурной компетентности.

Умберто Эко в статье «Дорогой внук, учи наизусть» писал: «Беспамятное поколение может стать жертвой информационных войн, ведь манипуляция историческими данными не найдет сопротивления у большинства читателей».

Кекеева З. О., декан факультета педагогического образования и биологии поделилась опытом работы по воспитанию читающего педагога в культурно-образовательном пространстве университета.

Заместитель сити-менеджера Васькина Г. В. выступила с докладом «Читающий город: реалии и перспективы». Галина Васильевна рассказала, об активной работе Администрации г. Элисты по привлечению читателей в городские библиотеки.

В завершение прозвучал доклад сотрудника Национальной библиотеки – хозяйки семинара. Сармашева Г. Ш., заведующая абонементом НБ им. А.М. Амур-Санана, подробно рассказала об использовании мультимедийных изданий Национальной библиотеки в помощь изучения литературы и продвижения чтения среди молодежи.

Подводя итоги семинара, Кузьмин Е. И. в первую очередь выразил благодарность внимательной аудитории. «Редкий случай, когда ты не конкурируешь с мобильниками», - заметил Евгений Иванович.

Он еще раз напомнил о социальной ответственности библиотекарей, педагогов и ученых в отношении будущего поколения. Какое мы растим поколение? Какую оно будет создавать реальность?

Необходимо организовать работу по продвижению книг публицистического, документального характера, общественно-политической и политологической литературы. Это нужно для того, чтобы люди понимали, что происходит в мире, в стране, чтобы они были культурно-компетентными.