4 мая 2018 г. в 11.00 информационно-образовательный центр для детей и юношества принял участие в международной акции «Читаем книги о войне». В этот день одновременно в самых разных уголках России и за её пределами прошел час одновременного чтения произведений о Великой Отечественной войне. В библиотеках, школах, детских садах, приютах, больницах и других учреждениях детям были прочитаны вслух лучшие образцы художественной литературы, посвященной событиям 1941-1945 гг. и великому человеческому подвигу.

К акции присоединились все отделы и сектора Центра. Мероприятия проходили на 3 площадках библиотеки и одно в школе. В акции приняли участие 320 учащихся 2-9 классов.

 

Отдел обслуживания дошкольников и младших школьников

Сотрудники отдела обслуживания дошкольников и младших школьников провели уроки мужества «Бессмертна Победа, бессмертны ее солдаты» и «Они прикрыли жизнь собой» для учащихся 2- 5 классов СОШ № 3, № 4, Элистинской классической гимназии. Во вступительном слове библиотекарь рассказала о том, что с первых дней Великой Отечественной войны тысячи школьников заменили отцов и братьев на промышленных предприятиях, полях и животноводческих фермах. Маленькие герои сражались на фронте и в партизанских отрядах. О них написано немало книг, и одна из них – «Рассказ об отсутствующем» Л.Кассиля. В годы войны Л.А. Кассиль был военным корреспондентом и встречался со многими людьми, слушал их истории, получал письма от читателей. Автор одного письма рассказал историю о маленьком мальчике, который помог вырваться из окружения нашей воинской части. Судьба мальчика так тронула писателя, что через несколько дней на радио прозвучало его новое произведение «Рассказ об отсутствующем».

Артистки Национального драматического театра Валентина Анатольевна Нимяева, Саглара Гойдыкова и студенты Колледжа искусств Артем Ким, Александр Бадмашкаев, Камила Доржинова прочитали рассказ по ролям. Затем ведущая предложила детям ответить на вопросы: «Что произошло с отрядом лейтенанта Буторина?», «Кого встретил разведчик в овраге?», «Чем занимался мальчик?», «Как мальчик «отвел глаза фашистам?», «Почему разведчик не спас его?» и др. Дети восхищались смелостью и находчивостью юного героя, который вел себя как опытный разведчик. Николая Задохтина считают храбрым и справедливым. Ведь он

прежде всего заботится о том, чтобы люди знали о подвиге «дружка моего безвестного», «…кто, может быть, больше меня эту великую награду заслужил и своей молодой жизни не пощадил ради…победы».

В ходе урока были показаны фрагменты из видеофильмов «22 июня 1941 года» и «Дети войны». Учащиеся исполнили литературно-музыкальную композицию «Никто не забыт», в которой прозвучали стихи и песни о героях войны, о Победе, о нашей армии на русском и калмыцком языках.

Завершилось мероприятие песней «О той весне», которую исполнил весь зал стоя.

 

Отдел обслуживания подростков и юношества

В акции приняли участие ученики 7-х классов СОШ № 4, 10 класса СОШ № 3 им. Сергиенко Н. Г. Час чтения проведен в формате урока памяти о защитниках Отечества, героях Великой Отечественной войны.

Мероприятие было открыто презентацией о событиях первых дней войны. Когда началась война, первыми удар приняли защитники Брестской крепости.

В дни героической обороны легендарной крепости отважно сражались и воины калмыцкого народа. Многие из них погибли, лишь немногим удалось вырваться из вражеского кольца. Это были страшные и суровые, но вместе с тем, дни мужества, героизма, беззаветной любви к Отчизне.

Сергей Матюшкин, актер Русского театра драмы и комедии, прочитал стихотворение Константин Симонова «Майор привез мальчишку на лафете».

В нем раскрывается о мальчика, которого везут из Бреста – первой советской крепости, принявшей на себя удар гитлеровской армии и оказавшей героическое сопротивление.

Ребенок расположился на станке артиллерийского орудия. Мальчишке десять лет, но он уже поседел, пережив гибель матери, обстрел родного города.

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней…

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

 

Школьники узнали, что среди солдат защищавших нашу родину, воевало много писателей и поэтов. Стихи поэта-фронтовика Константина Симонова придавали солдатам силу и веру, вселяли надежду, что война

закончится и все вернутся домой. Сергей Матюшкин также прочитал учащимся стихотворения Симонова «Родина», «Дом в Вязьме».

Много замечательных стихотворений было рождено войной. Заглядывая в завтрашний день, писатели и поэты были уверены, что память о Великой Отечественной войне будет священной всегда. В исполнении Юлии Клейнер, актрисы Русского театра драмы и комедии, прозвучало стихотворение Давида Кугультинова «Хатынь».

Библиотекарь рассказала учащимся о воинах Калмыкии – героях Советского Союза, об участии в антифашистской борьбе партизан, посмертно награжденных правительственными наградами.

Наталья Мельникова, актриса Русского театра драмы и комедии, прочитала учащимся стихотворение Юлии Друнинной. «Мы легли у разбитой ели», написанное в память о санинструкторе Зинаиды Самсоновой, погибшей в 1944 году в бою за белорусскую деревню, Автор, Ю. Друнина семнадцатилетний ушла на фронт, была батальонным санинструктором. Дети также прослушали стихотворение «Я столько раз видала рукопашный…», в котором поэтесса - участница войны утверждает, что люди считающие войну нестрашной, ничего о ней не знают.

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

 

О войне написано немало произведений. Библиотекарь рекомендовала учащимся для прочтения книги с использованием видеообзора «В сердцах и книгах память о войне».

Час чтения был завершен песней «О той войне» в исполнении учеников 7 «А» класса СОШ № 4 и просмотром видеослайдов «Партизаны Калмыкии» в музыкальном сопровождении.

 

Сектор национально-краеведческой литературы

Сектор национально-краеведческой литературы принял участие громким чтением отрывка из книги народного поэта Калмыкии Г. Г. Кукареки «Наташина роща» учащимся 6 «а», 6 «б» классов СОШ №4.

Сегодня, когда в разных уголках планеты вспыхивают очаги конфликтов, когда сохраняется угроза новой мировой войны, всем нам необходимо вспомнить трагические годы Второй мировой войны, принесшей народам столько горя и лишений.

Во все времена матери, жены, сестры были едины в своем призыве: «Бросьте оружие! Нет войне!». Вместе с тем, женщина всегда была защитницей своих детей и своего Отечества, она становилась добровольной участницей войны, выполняла свой гражданский долг, помогая раненым и больным.

Среди них санинструктор 105- гвардейского стрелкового полка, Герой России Наташа Качуевская. Кто такая Наташа? Откуда пришла она в калмыцкие степи, о ее детстве и юности рассказала ребятам библиотекарь.

С интересом слушали дети выступление народного поэта Калмыкии Г. Г. Кукареки, который с помощью карты рассказал о легендарной 28-й Армии, о подвигах ее бойцов, о тяжелых боях под Хулхутой, которую называют «калмыцким Сталинградом». Поэт принес и показал гильзы с поля боя, которые нашли поисковики, прочитал стихотворение народного писателя Калмыкии А. М. Джимбиева «Хулхута».

Григорий Григорьевич также подробно рассказал о подвиге двадцатилетней девушки Наташи Качуевской и прочитал ребятам отрывок из своего произведения «Наташина роща».

В калмыцкой степи, защищая раненых бойцов, отстреливалась от врагов до последнего патрона. Когда кончились патроны, пошли в ход гранаты. Последней гранатой Наташа подорвала себя и окруживших ее врагов.

Когда спасенный Наташей раненый редактор дивизионной газеты «Сталинская гвардия» гвардии майор Иса Шаипов наклонился над умирающей девушкой, Наташа неожиданно спросила:

— Товарищ майор, вы меня слышите?

— Слышу, Наташа…

— Я вот что думаю. Каждый человек для чего-то на свет родился. Один, чтобы всю жизнь полезное дело творить, другой, чтобы только один раз встать во весь рост и крикнуть: «Вперед!» Это ничего, что он мало прожил. Важно, что он сделал. Важно, что в общую книгу людскую ляжет пусть одна его запятая. И я поставила свою запятую…

Это были ее последние слова…

Народный поэт Калмыкии Хасыр Сян-Белгин посвятил ей стихотворение «Наташан өндр», которое прозвучало в исполнении ученицы 4 «а» класса СОШ № 3 Захарченко Насти.

В поэтической композиции «О войне после войны» стихотворения «Бессмертный полк» Г. Колмогоровой, «Купола Хатыни» А. Дементьева, «Бичә дән үзгдхә» Е.Нохашкиной рассказали учащиеся 4 «а» класса Кукаев

Артем, Шараев Анвар и Шовгурова Настя (учитель калмыцкого языка и литературы Убышева Г. В., учитель начальных классов Логунова С. М.).

Вокальная группа девочек 3 класса СОШ №10 исполнила песню «Бичә мартый», песня «Прощание славянки» прозвучала в исполнении девочек из 5 класса этой же школы (рук. учитель музыки Лиджиева С. М. ).

Закончилось мероприятие обзором литературы у книжной выставки «Годы войны – века памяти», в котором библиотекарь более подробно рассказала о книге Е. Тончу «Они победили», изданной к 60-летию победы и посвященной женщинам в годы Великой Отечественной войны.

Ребята не спешили уходить, еще долго общались с поэтом, задавали вопросы, рассматривали фото и экспонаты военных лет.

 

Сектор литературы по искусству

Сектором литературы по искусству проведен тематический час «Песни, опаленные войной». С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт». Многие из песен имеют интересную историю своего появления на свет. О песнях, ставших «памятниками» военных лет, об их авторах, об истории создания учащиеся 5 «а» класса Калмыцкой этногимназии им. Зая-Пандиты узнали из рассказа библиотекаря. Например, композитор Матвей Блантер написал около 50 военных песен, которые стали популярными – это «До свиданья, города и хаты» (1941), «В лесу прифронтовом» (1942), «Моя любимая» (1942), «Под звездами балканскими» (1944) и многие другие. А знаменитая «Катюша», написанная в 1938 году и получив второе рождение в годы войны, стала еще и грозным оружием для врага – ее именем народ ласково «окрестил» реактивные гвардейские минометы.

Песни композитора Эдуарда Колмановского написаны после окончания войны, но, тем не менее, они актуальны и сейчас, так как они призывают нас не забывать о трагедии прошлого и заставляют задумываться над опасностью войны – это «Алеша», «Пока убийцы ходят по земле», «Хотят ли русские войны?». Рассказы об этих песнях сопровождался показом электронной презентации и видеороликами.

На абонементе сектора были оформлены книжные выставки-посвящения - «К Победе шел, Россия, твой солдат!» и «Песня в солдатской шинели», на которой была представлена литература о Великой Отечественной войне: воспоминания, дневники, письма актеров, режиссеров, писателей, а также очерки, написанные о людях искусства, принимавших участие в творческом обслуживании действующих армий и картины художников. А говоря о фронтовых кинооператорах, можно сказать, что их

оружием в войне была кинокамера. Ведь все, что снято ими, это зримая история войны, бесценные свидетельства ратных и трудовых подвигов советских людей.

 

Час одновременного громкого чтения лучших произведений о войне, написанных для детей и подростков, помогает участникам ощутить себя частью одной большой страны, в которой все за все в ответе; осознать важность сохранения памяти у нынешних и грядущих поколений о переломных событиях в истории Отчизны, воспитать чувство патриотизма и любви к Родине.