Волшебные точки Брайля: ко Всемирному дню азбуки Брайля

Волшебные точки Брайля: ко Всемирному дню азбуки Брайля

19 декабря 2018 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 4 января Всемирным днем азбуки Брайля.

Презентация

Что такое азбука Брайля? Это тактильное соединение буквенных и цифровых символов с помощью шести точек, которые позволяют передать все буквы, цифры и даже музыкальные, математические и научные символы. Она используется слепыми и слабовидящими людьми для чтения книг и периодических изданий, которые печатаются визуальными шрифтами.

Сегодня в мире насчитывается около 10 миллионов слепых. Еще почти 130 миллионов человек имеют очень слабое зрение. Всем им необходима такая азбука.

Людовик, или Луи, Брайль родился 4 января 1809 г. в городе Кувре,в сорока пяти километрах от Парижа. Его отец был шорником. В 3 года Луи тайком пробрался в мастерскую отца и начал делать дырки в скользкой коже. Острое шило вырвалось из слабенькой ручонки и вонзилось в глаз. На крик окровавленного ребёнка прибежали родственники. Увы, трагедия уже свершилась. В пять лет воспаление спровоцировало полную слепоту.

Близкие старались помочь Луи, но боялись его избаловать. У мальчика были постоянные домашние обязанности: он накрывал на стол, ходил за водой. Отец научил его делать конскую упряжь и полировать воском дублёные заготовки.

С раннего детства Луи обожал музыку. У деревенского мастера ему купили скрипку, позже в Институте слепых он освоил молоточковое пианино. Профессора из Парижской консерватории бесплатно обучали его исполнительскому мастерству. Брайль чувствовал себя уверенно в сонатно-хоральной среде и впоследствии разработал тактильную нотопись.

Обучать грамоте шестилетнего Луи начал его отец, который сапожными гвоздиками на гладких дощечках набивал контуры латинских букв. Крохотные шляпки легко прощупывались подушечками пальцев. Старательный малыш скоро научился различать рельефные очертания. Местный учитель разрешил тотально слепому Луи приходить в школу. Луи решал задачи в уме быстрее, чем одноклассники в тетрадях, а слова выкладывал «фигурными» палочками. Лишь печатное богатство было от него скрыто.

В феврале 1819 года Луи прибыл в Парижский Государственный институт для слепых детей. Для занятий с преподавателем и самостоятельной подготовки воспитанникам предоставлялись тома из библиотеки. В библиотеке института было 14 больших книг с выпуклыми буквами. Образовательная методика основывалась на слуховом восприятии.

Луи выучился читать по «Краткой французской грамматике», изданной в типографии «Королевского института для слепых детей», который в 1784 году на свои средства открыл Валентин Гаюи, усовершенствовавший вариант рельефного теснения букв для систематического обучения слепых. Чтобы облегчить работу зрячих наставников, упрощённые буквы рельефно-линейного унциала печатали чёрной краской и более выпуклыми.

В 1821 году Парижский институт посетил Шарль Барбье, автор тактильной «ночной азбуки». Азбука представляла собой фонетическое письмо, при которой не соблюдались правила орфографии и пунктуации, нельзя было записывать цифры и ноты. Каждый звук изображался сочетанием нескольких точек из двенадцати возможных, сгруппированных в двух вертикальных колонках. Целиком комбинация не помещалась под подушечкой пальца, поэтому приходилось двигать ею сверху вниз, что было крайне неудобно. Двенадцатилетний Луи предложил ряд усовершенствований, но амбициозный автор согласился лишь на минимальные поправки. Тогда Брайлю захотелось попытаться самому решить проблему.

Несколько лет Луи были наполнены аналитическими удачами вперемешку с техническими разочарованиями. Беспристрастно протестировав творения предшественников, он понял, что именно шеститочие — оптимально и универсально. Брайль сформулировал принципиальные основы выпуклого письма в пятнадцатилетнем возрасте. В 1829 году была издана книга Брайля «Метод написания слов, музыки и простых песен посредством точек для слепых» с объяснением его системы.В 1834 году Луи Брайль внес заключительные правки в свою систему для слепых, которая до сегодняшнего дня не изменилась. В 1837 году он закончил перевод французского учебника истории. В 1839 году Брайль ввел Decapoint, систему кодировки точками, которая может быть использована при написании и чтении текстов как слепыми, так и зрячими людьми.

Система Брайля начала распространяться повсеместно с 1868 года, когда группа британцев, известная сегодня как Королевский национальный институт слепых, настояла на принятии шрифта Брайля. Система Луи Брайля охватила весь мир и принесла грамотность слепым, говорящим на любом языке.

Из-за сильнейших моральных и физических перегрузок Людовик часто болел. К двадцати пяти годам здоровье было серьёзно подорвано, а вскоре диагностировали туберкулёз лёгких, который в сорок три года оборвал его жизнь. Только за пару лет до этого система Брайля была введена в программу обучения грамоте незрячих учащихся, а в 1878 году она получила официальное признание на Международном конгрессе.

В 1861 году князь Денис Оболенский составил дебютный вариант русского брайлевского алфавита.

Достижения Луи Брайля были увековечены еще в 1887 году, когда на могиле француза был установлен скульптурный барельеф с надписью: «Брайлю — благодарные слепые». Талантливый ваятель Леру изобразил уважаемого мэтра, который сидя обучает стоящего мальчика. На другой стороне монумента — ёмкая надпись: «Памятник сооружён по подписке в память Людовика Брайля, который родился в городе Кувре 4 января 1809 года. Ослеп в трёхлетнем возрасте, был воспитанником, а потом профессором Парижского института слепых. Изобрёл выпуклое точечное письмо, повсеместно применяемое ныне в заведениях для слепых. Скончался в Париже 6 января 1852 года».

14:55
2.48K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.