8 (84722) 3-48-61, г. Элиста, ул. Пушкина, д.1, e-mail: sananlib@mail.ru
Режим работы: c 9-19 часов, пн-выходной. Подробнее...

ЖИЗНЬ КАК ПОДВИГ: к 110-летию О. И. Скороходовой, советского ученого-дефектолога, педагога, литератора, кандидата педагогических наук

Дата создания:
17:20
ЖИЗНЬ КАК ПОДВИГ: к 110-летию О. И. Скороходовой, советского ученого-дефектолога, педагога, литератора, кандидата педагогических наук

Скороходова Ольга Ивановна родилась в 1911 г. в селе Белозерка близ Херсона. Мама подрабатывала в семье священнослужителя, а отец, призванный в армию во время Первой мировой войны, в семью не возвратился. В 8-летнем возрасте девочка переболела менингитом и полностью потеряла сначала зрение, потом слух и частично речь. Целыми днями Оля жила в одиночестве, в полной тишине и темноте, пока мать была на работе. Еще тяжелее стало, когда мать заболела туберкулезом и слегла. Слепоглухой девочке пришлось взять на себя все заботы. Вскоре мать умерла.

Осенью 1922 г. Херсонский отдел народного образования направил Ольгу Скороходову в одесскую школу для слепых детей. В 1925 г. Ольга была переведена профессором И. А. Соколянским в организованную им Харьковскую школу-клинику слепоглухих.

И.А. Соколянский поставил задачу как можно раньше научить слепоглухого подростка рассказывать о себе и своих переживаниях. Он приступил к попыткам получить результаты самонаблюдений еще в то время, когда она плохо писала. Все происходившее с девочкой в повседневной жизни фиксировалось ею в дневниковых записях изо дня в день. Умение наблюдать и умение записывать развивались параллельно. Работа над речевым развитием Ольги Скороходовой продолжалась все время ее пребывания в Харьковской школе-клинике и состояла из постоянного возвращения к уже сделанным ранее дневниковым записям и их редактированию. Свои наблюдения она вела совершенно самостоятельно и только в уже записанном виде показывала их педагогу, но только для ознакомления, а не для исправления точности самого факта либо его письменного оформления.

Прошло некоторое время, и у Ольги удалось восстановить речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано систематическое обучение всем предметам школьного курса.

Позже для девочки самой большой радостью стало чтение. Она называла его единственным средством спасения слепоглухонемого, слепого и глухого, а книги – своими друзьями и учителями. Благодаря чтению Ольга поняла, что с помощью знаний она сможет получить доступ ко всему в жизни обычного человека

Любимым предметом Ольги была литература. Особенно ей нравился Горький. В 1932 г. девушка послала Алексею Максимовичу письмо. Завязалась переписка. Письма Горького поддерживали девушку, помогали ей жить.Горький считал, что Ольга обладала настоящим поэтическим даром.

Окончив среднюю школу по специальной программе, Скороходова решила продолжить учёбу и мечтала поступить в Ленинградский педагогический институт, но началась война. После освобождения Харькова в 1944 г. Ольга Ивановна переезжает в Москву, где в Научно-практическом институте специальных школ работает Иван Соколянский. Скороходову зачисляют в Институт дефектологии.

В 1947 г. Скороходова опубликовала свою первую книгу, основанную на дневниковых записях «Как я воспринимаю окружающий мир». В ней автор очень тонко описала разнообразные виды чувствительности, свойственные людям без слуха и зрения: осязание, температурные и вкусовые ощущения, вибрационное чувство, обоняние.

Особенный интерес вызывают записи, в которых Ольга Ивановна, анализируя свои ощущения, попутно стремится понять и описать впечатления людей, способных видеть и слышать окружающий мир. Самонаблюдения писательницы наглядно показали, что знания, которыми насыщается человек, могут существенно расширять границы переживаемого им мира. Вышедшая книга в полной мере продемонстрировала читателю процесс духовного роста человека, вынужденного жить в абсолютной темноте и подавляющей тишине.

В конце 1947 г. президиум Академии педагогических наук РСФСР присудил О.И. Скороходовой за ее книгу первую премию и медаль К.Д. Ушинского. Вторая премия и медаль была присуждена И.А. Соколянскому за педагогическую работу в области слепоглухонемоты.

В 1948 г. Ольга Ивановна стала научным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (сейчас: Институт коррекционной педагогики РАО) и начала заниматься вопросами психологии и развития слепоглухонемых людей. Своей главной целью она видела борьбу с предрассудками в обществе, ей хотелось доказать, что люди с инвалидностью – не обязательно иждивенцы, они могут быть полноценными членами общества, но им нужны хорошее образование и хорошие учителя.

В 1954 г. книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». С небольшими изменениями она была переиздана в 1956 г. В предисловии к книге И.А.Соколянский описал многолетнюю систему работы с Ольгой по обучению ее наблюдать и записывать эти наблюдения.

В 1961 г. Ольга Ивановна защитила диссертацию и получила степень кандидата педагогических наук по психологии.В 1972 г. выходит из печати труд Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был признан крупным вкладом в отечественную психологическую и педагогическую науку. Ольге Ивановне присуждается Первая премия Академии педагогических наук. В мировой литературе монография Скороходовой — это единственное произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает свои психологические функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их анализирует. Этот научно-исследовательский труд написан в оригинальной форме — автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания, стихи...

В 1974 г. за большие заслуги в области специальной педагогики и многолетнюю плодотворную деятельность по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха и зрения Скороходова была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.

О.И. Скороходова умерла в 1982 г. Ее книги, книги человека-победителя, помогают людям не падать духом, в них — «наука побеждать».

284
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...