160 лет со дня рождения тифлопедагога Владимира Гандера

160 лет со дня рождения тифлопедагога Владимира Гандера

Владимир Александрович Гандер родился в семье железнодорожного служащего 12 марта 1864 г. в Киеве. В 1886 году получив специальное педагогическое образование, начинает свою деятельность в Сосницком уездном педучилище Черниговской губернии.

С 1897 года возглавляет училище для слепых детей в Воронеже, очень много времени уделяет изучению системы воспитания и обучения слепых в России и за границей. Для этого Владимир Александрович посещает заведения для слепых в Санкт-Петербурге, а затем изучает постановку воспитания слепых в Венском, Дрезденском и Берлинском институтах для слепых.

В 1910 году Гандера назначают инспектором Харьковского училища для слепых. Владимир Александрович активно участвует в съездах учителей слепых России и в международных конгрессах учителей за границей.

С 1913 по 1919 год руководит учебной частью Московского училища для слепых.

В 1920-е годы организует кафедру тифлопедагогики и заведует ею с 1922 года; кафедра находилась сначала в Педагогическом институте детской дефективности, а потом с 1925 года во 2-м Московском государственном университете.

Работал профессором в Московском и Ленинградском педагогических институтах.

Заведовал в Учпедгизе редакцией литературы для школ слепых, умственно отсталых и глухих.

Педагогическая деятельность 

и вклад в развитие отечественной тифлопедагогики

С самого начала своей педагогической деятельности Гандер привлекал внимание общественности к положению слепых выступлениями, выставками, статьями в прессе. Благодаря его деятельности удалось собрать значительные суммы на постройку новых зданий в училищах для слепых, в которых он работал инспектором. Владимир Александрович был организатором переписи слепых в Харьковской губернии, что позволило получить научные данные о численности слепых, их возрасте, источниках существования, социальном положении. Перепись имела большое значение. На её основе В. А. Гандеру удалось заинтересовать земства и города и, в конечном счете, добиться от них учреждения школьных стипендий для слепых детей и участия в содержании школ для слепых. Это позволило наладить в Харьковской губернии обучение всех слепых детей школьного возраста. В своей педагогической деятельности В. А. Гандер настойчиво утверждал концепцию политехнического обучения и предпринимал конкретные практические шаги для включения слепых в активную деятельность, общественно полезный труд. Ученики в училищах под его руководством не только получали профессиональную подготовку, но и трудоустраивались после окончания училища в мастерских с общежитием или обеспечивались работой на дому. 

В. А. Гандер утверждал, что в своей практической деятельности слепые идут в ногу со зрячими; слепой не представляет «особый тип» человека. В результате правильной постановки политехнического обучения он получает возможность участвовать в общественно полезном труде и являться социально полноценным. 

В. А. Гандер негативно относился к позиции западной тифлопедагогики по отношению к слепому как объекту опеки и человеку, зависящему от филантропии, он говорил о том, что слепой является полноправным гражданином в общественной и личной жизни. Он боролся за выделение группы слабовидящих, открытие классов и школ для слабовидящих детей. 

В 1930-е годы В. А. Гандер вел активную редакторскую и издательскую деятельность. Он проделал большую работу по созданию учебников, а также обширной библиотеки литературы для слепых по Брайлю, методической литературы для учителей средней школы для слепых. Перевёл и отредактировал работы ведущих западных тифлопедагогов и тифлопсихологов. Вышеперечисленное позволяет назвать В. А. Гандера одним из основоположников отечественной тифлопедагогики.

Отдел обслуживания инвалидов по зрению

18:13
448
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.