Читальный зал по гуманитарным наукам представит серию электронных книжных выставок по теме «Буддизм в русской литературе»

В преддверии Международного буддийского форума, который пройдет в Элисте в сентябре этого года, читальный зал по гуманитарным наукам представит серию электронных книжных выставок по теме «Буддизм в русской литературе». Введением в тему станет представление двух изданий, на основе которых были выбраны авторы и произведения для выставки. Это монография доктора философских наук Т.В. Бернюкевич «Буддизм в русской литературе конца ХIХ и начала ХХ века: идеи и реминисценции» (Спб, 2018) – книга была передана в дар читальному залу книжным клубом «Номто», а также работа доктора философских наук М.С. Уланова «Буддизм в русской культуре конца ХIХ и первой половины ХХ века. (Элиста, 2006) – из фонда отдела национально-краеведческой литературы. Отметим, что работа М.С. Уланова в главе «Буддийская литература конца ХIХ – первой половины ХХ века» расширяет список писателей, творчество которых анализируется в издании Т.В. Бернюкович, именами С.Я. Надсона, Д.С. Мережковсого, Д.Н. Цертелева, прозой И.А. Бунина. Интерес для читателей представит и работа М.С. Уланова «Буддизм в социокультурном пространстве России» (Элиста, 2009). Труды калмыцкого ученого КалмГУ вошли в список литературы монографии Т.В. Бернюкович.
В своих трудах ученые рассматривают факторы и причины обращения поэтов ХХ века к буддийскому материалу, с учетом историко-культурного контекста, когда проходила смена эпох, когда творческая интеллигенция искала новые идеи и формы выражения своего времени. Наиболее ярко это проявилось в творчестве писателей Серебряного века.
Т.В. Бернюкович, определив в названии книги тему «Буддизм в русской литературе», предостерегает читателей, что зачастую «буддийские интенции и интерес к буддийской культуре у автора были ситуационными и не определили так называемый переворот в его сознании. На наш взгляд, этого можно избежать, если помнить о том, что творчество – это процесс, в котором возможно разнонаправленное влияние многих идей, биографических фактов, личных встреч и отношений в контексте особого духа эпохи и интенций культуры, но все же основным в этом процессе являются талант и личность…». Это очень ярко отражено в творчестве М. Волошина, произведения которого будут представлены в первой электронной выставке серии «Буддизм в русской литературе».
Т.В. Бернюкевич также отмечает в своей монографии, что культуролог В. Библер называет культуру сферой произведений, а произведение «кристаллизирует» некого Автора как представителя определенной культуры и именно через общение с этим Автором мы оказываемся на границе иной культуры. …Литература в этом случае – это возможность взаимодействия с разновременными цивилизациями, возможность сделать ушедшее бренное – вечным, возможность почувствовать в «чужом» свое».
Очень значимо, что именно такие художники и личности как Лев Толстой, Иван Бунин, Иннокентий Анненский, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт, Максимилиан Волошин и другие стали проводниками буддийских ценностей и философии в российскую культуру. Как и некогда, произведения Льва Толстого, Федора Достоевского, Антона Чехова явили современному миру русскую литературу и культуру.