СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК. СУДЬБА И ФИЛЬМЫ: к 100-летию со дня рождения народного артиста СССР

СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК. СУДЬБА И ФИЛЬМЫ: к 100-летию со дня рождения народного артиста СССР

Выдающийся мастер эпического, просветлённо-трагедийного киноискусства Сергей Фёдорович Бондарчук писал, что считает главным для себя и в актёрском творчестве, и в режиссуре воздействовать на зрителей тем, что Лев Толстой определял как «заражение чувствами». Каждый его фильм, каждый его эпизод – батальный, массовый, или локальный, сосредоточенный на психологизме человеческих отношений – вызывает отклик, сочувствие к происходящему на экране. Сергей Бондарчук в своих мощнейших киноэпопеях и киносказаниях всегда исповедует идею сердца, по философу Ивану Ильину, – русскую идею.

Биография Сергея Бондарчука невероятно насыщенна – в ней как-то удачно сочетались съемки в кино и создание новых фильмов, ставших шедеврами киноискусства. Создавать постановки такой масштабности больше не удавалось никому, ни до него, ни после. Он был мастером эпичного кино, одним из немногих советских артистов, которого спокойно отпускали на съемки за границу. Сергей Бондарчук основал целую кинематографическую династию, в которую входили его дети и внуки, ставшие прославленными артистами.

Презентация «СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК. СУДЬБА И ФИЛЬМЫ»

Сергей Федорович Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Херсонской губернии. Его отец, Федор Петрович, и мать, Татьяна Васильевна, работали в поле и на огороде, управлялись со скотиной, вели хозяйство. Про Бондарчуков говорили, что они люди гордые, знающие себе цену.

В 1927-м Бондарчуки поселились в Таганроге, отец сразу пошел работать на кожевенный завод, а Сергей отправился в первый класс. В 1932-м семья снова переезжает, на этот раз в город Ейск, где и прошли все школьные годы Сергея Бондарчука.

Об актерстве Сергей мечтал с детства, он был активным участником театрального кружка при школе, участвовал во всех его постановках. В 1937 году Бондарчук впервые вышел на большую сцену – он участвовал в спектакле «Сын народа», который ставил Ейский драмтеатр.

Когда выпускные экзамены были позади и на руках у Сергея появился диплом об окончании средней школы, отец посоветовал ему идти в инженеры. «Солидная профессия», – объяснил он сыну. Однако тот отца не послушал. «В артисты хочу пойти, батя». Отец настаивал на учебе, мечтал увидеть сына инженером и, когда сын в сотый раз ответил «нет», попросту прекратил с ним всякие отношения. Они долго не разговаривали друг с другом.

Приехав в столицу летом 1937 года, Сергей Бондарчук с другом отправились в театральное училище при Театре Революции. Подали документы в приемную комиссию и стали ждать экзаменов. Все эти дни ночевали на скамейке в зале ожидания на Курском вокзале. И вот, когда до даты первого экзамена оставалось почти ничего, друзья внезапно испугались. В тот же день они пошли в институт, забрали документы и первым же поездом отправились обратно на родину.Между тем в пути Сергей Бондарчук внезапно осознал, что обратной дороги домой ему, собственно, и нет.Трусом в глазах родных и друзей Бондарчук выглядеть не хотел,поэтому он сошел с поезда в Ростове-на-Дону и прямиком отправился в местный драматический театр. Труппа была уже набрана, и 17-летнего выпускника средней школы, пришедшего с улицы, не хотели брать даже в массовку. Другой бы на месте нашего героя смирился со своей судьбой, махнул на все рукой. Но не таким человеком был Сергей Бондарчук. Он пришел в театральное училище при драмтеатре и буквально настоял на том, чтобы его прослушали. На его счастье, среди педагогов нашелся один человек, который уступил настойчивым требованиям юноши. Этим человеком оказался известный преподаватель А. Максимов, который во время этого экзамена сумел разглядеть в красивом и статном Бондарчуке будущего актера. Так Сергей оказался в числе студентов театрального училища в Ростове-на-Дону.

Диплом об окончании Бондарчук получил перед самой войной, потом был распределен в Ростовский драмтеатр, а потом перешел в труппу Театра Красной Армии в городе Грозном. Его призвали на фронт в 1942-м, актер прошел всю войну и демобилизовался в 1946-м.

После Победы он продолжил учебу в Москве на курсе актерского факультета ВГИКа (мастерская Герасимова – Макаровой). Первойего работой в кино стала трагедийная роль подпольщика Валько, сыгранная в знаменитом фильме Герасимова «Молодая гвардия» (1948).

Во ВГИКе Сергей познакомился с Инной Макаровой, сыгравшей в «Молодой гвардии» Любовь Шевцову. Они поженились. 10 мая 1950 года в семье родилась дочь Наташа, которая стала впоследствии известной киноактрисой.Они прожили вместе до 1959-го, потом развелись.Причиной называют актрису Ирину Скобцеву, с которой у Бондарчука закрутился роман на съемках картины «Отелло» в 1955-м.

В тридцать лет Бондарчук получил звание заслуженного артиста РСФСР. А в тридцать два после исполнения роли Тараса Шевченко актерубыла присуждена Сталинская премия и по личному распоряжению вождя присвоено звание народного артиста СССР. Он был самым молодым среди народных артистов.

После труднейшей и великолепно сыгранной роли чеховского Дымова в фильме «Попрыгунья» (1955) С. Самсонова Бондарчук создает романтический образ Отелло в экранизации С. Юткевича. О нем заговорили как о трагике и выдающемся актере.

Совместная работа в «Отелло» свела Бондарчука с актрисой Ириной Скобцевой, игравшей Дездемону. Они поженились в 1959-м, а в 1962-м радовались рождению дочери Алены. В 1967 году в семье родился сын Федор, ставший впоследствии актером и режиссером, прославившимся после выхода его звездной работы «9 рота».

По мнению критиков, самыми удачными работами Сергея Бондарчука можно назвать фильмы, вышедшие в 70-х годах. Он сыграл Астрова в фильме «Дядя Ваня», снятом Андреем Кончаловским, академика Курчатова в картине «Выбор цели», отца Сергия в драме «Овод».

Дебют Бондарчука как режиссера состоялся в 1959-м, когда он получил должность режиссера «Мосфильма». В этом же году он выпустил свой первый фильм под названием «Судьба человека». Бондарчук стал не только режиссером, но и исполнителем главной роли. Партнершей по фильму стала блистательная Зинаида Кириенко. Картину очень высоко оценили не только зрители, но и критики, она стала лауреатом Ленинской премии и обладателем Большого Золотого приза на Международном московском кинофестивале.

В номерах газеты «Правда» от 31 декабря 1956 года и 1 января сле­дующего был опубликован рассказ Шолохова «Судьба человека». Рас­сказ потряс всю страну. Прочитал его и Бондарчук: «Прочитал – и по­том, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколо­ва, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концла­герь. Снять этот фильм стало для меня больше чем «творческим пла­ном». Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни».

Фильм «Судьба человека» (1959) свидетельствовал о выдающемся режиссерском таланте Бондарчука. Рассказ о жизни простого человека и его военной судьбе обретал в фильме эпическое звучание.

Режиссер, исполнитель главной роли Сергей Бондарчук и оператор Владимир Монахов получили Ленинскую премию. Картину признали лучшей на проходившем в 1959 году 1-м Международном кино­фестивале в Москве.Герой фильма Андрей Соколов стал символом русского солдата.

Одним из самых выдающихся проектов Сергея Бондарчука по праву считается эпопея «Война и мир», которая прославила его имя на весь мир. Он снимал эту картину на протяжении шести лет. Первую часть под названием «Андрей Болконский» зрители увидели в 1966-м. За этот киношедевр Бондарчука наградили «Оскаром», а саму картину увидели зрители ста семнадцати стран мира.Фильм вышел на экраны в 1966–1967 годах и сразу стал мировой сенсацией. Он поражал масштабностью и количеством действующих лиц. Сцены Бородинского сражения, в съемках которых приняли участие 15 тысяч статистов, захватывали воображение подлинностью происходящего.

Фильм «Они сражались за Родину» (1975, по одноименному роману М. А. Шолохова, Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых, 1977, специальная премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1976) был поставлен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сергей Бондарчук во многом пошел вразрез с принятым в 1970-х гг. помпезно-официозным изображением войны, показав горький и драматический процесс отступления советских войск. В фильме были собраны прекрасные актерские силы – В. М. Шукшин, И. Г. Лапиков, Н. В. Мордюкова и др. Картина также отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихся в окопах под ураганным огнем.

В 1978-м Сергей Бондарчук взялся за экранизацию повести А.Чехова «Степь», о чем мечтал долгие годы. В 1982-м вышел еще один интересный фильм режиссера «Красные колокола», основанный на произведениях Джона Рида. После этой картины режиссер получил Госпремию СССР.

В период горбачевской перестройки Бондарчук, как секретарь правления Союза кинематографистов СССР и представитель офици­ального советского кино, оказался в опале.

На пятом съезде Союза кинематографистов Бондарчук смещен с председательского поста. Он остался не удел.

Последней работой режиссера стал фильм «Тихий Дон» (1993, по одноименному роману М. А. Шолохова. Бондарчук не смог добиться финансирования производства картины на родине. И в 1990 году итальянский продюсер ЭнцоРисполи согласился финансировать постановку «Тихого Дона» в 10 сериях. Бондарчук подписал контракт, по условиям которого он отказывался от всяких прав на картину.В 1993 году режиссер отснял все десять серий. В картине приняли участие более 1000 актеров из многих стран: Дельфин Форест (Аксинья), Ф. Мюррей Абрахам (Пантелей), Борис Щербаков (Степан), Наталья Андрейченко (Дарья), Владимир Гостюхин (Петр), Ирина Скобцева (Ильинична). Батальные сцены превосходили размах «Войны и мира». Специально для съемок была построена целая станица с избами, куренями, майданами... Затем Бондарчук сделал черновой монтаж, но в его отсутствие фильм был перемонтирован под стандарт американского боевика. Два месяца ушло на восстановление разрушенного. По словам Ирины Скобцевой, здоровье мужа подкосила именно история с «Тихим Доном». У него открылись три кровоточащие язвы.Тем временем итальянский продюсер, испытывавший финансовые трудности, месяц за месяцем обещал, что вскоре будет записана музыкаи проведено озвучание. В конце 1993 года Сергей Федорович домонтировал телеверсию. Следующий год прошел в мучительном ожидании обещанного финала.

До проката своего фильма Бондарчук не дожил. Сгорел за два месяца. Недаром рак называют болезнью печали.

Сергей Федорович Бондарчук умер 20 октября 1994 в Москве. За два часа перед смертью причастился и исповедовался.Местом упокоения Сергея Бондарчука было выбрано Новодевичье кладбище.

Никита Михалков однажды сказал: «Он создал планету БОНДАРЧУК». Его время – расцвет кинематографа. Его фильмы – мировые шедевры. «Они сражались за Родину», «Судьба человека»… Фильм «Война и мир» был отмечен сразу тремя престижными зарубежными премиями – «Оскаром», «Золотым глобусом» и премией национального совета кинематографистов США.Это, действительно, целая планета.

Фильмография:

Актёрские работы

1948 — «Молодая гвардия» — Валько
1948 — «Мичурин» — Уралец
1950 — «Кавалер Золотой Звезды» — Сергей Тутаринов
1951 — «Тарас Шевченко» — Тарас Шевченко
1953 — «Адмирал Ушаков» — Тихон Прокофьев
1953 — «Корабли штурмуют бастионы» — Тихон Прокофьев
1954 —« Об этом забывать нельзя» — писатель Александр Яковлевич Гармаш (прототип — Ярослав Галан)
1955 — «Неоконченная повесть» — Юрий Сергеевич Ершов
1955 — «Отелло »— Отелло
1955 — «Попрыгунья» — Осип Степанович Дымов, доктор
1956 — «ИванФранко» — Иван Франко
1958 — «Шли солдаты» — Матвей Крылов
1959 — «Судьба человека» — Андрей Соколов
1960 —« Серёжа» — Коростелёв
1960 — «В Риме была ночь» / «EraNotte A Roma» — солдат Фёдор Александрович Назуков
1968 — «Война и мир» — Пьер Безухов
1969 — «Золотые ворота»
1969 — «Битва на Неретве»— Мартын
1970 — «Дядя Ваня» — Михаил Львович Астров
1973 — «Молчание доктора Ивенса» — Мартин Ивенс
1974 — «Такие высокие горы» — ИванНиколаевич Степанов, школьный учитель
1975 — «Выбор цели» — Курчатов
1975 —« Горянка» — закадровый текст
1975 — «Пошехонская старина» — авторский голос
1975 — Они сражались за Родину» — Звягинцев
1976 — «Вершины Зелёной горы»
1978 — «Степь »— Емельян
1978 — «Бархатный сезон» — мистер Ричард Бредвери
1978 — «Отец Сергий» — Отец Сергий
1979 — «Взлёт» — читает текст
1980 — «Овод» — кардинал Монтанелли
1983 — «Карастояновы», (СССР, Болгария)
1986 — «Борис Годунов» — Борис Годунов
1988 — «Случай в аэропорту» — генерал-майор Токаренко
1990 — «Битва трёх королей» — Селим
1992 —« Гроза над Русью »— боярин Морозов
1994 — «Тихий Дон» — войсковой атаман Краснов


Режиссёрские работы

1959 — «Судьба человека»
1965-67 — «Война и мир»
1970 — «Ватерлоо»
1975 — «Они сражались за Родину»
1977 — «Степь»
1982 — «Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне»
1983 — «Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира»
1986 — «Борис Годунов»
1994 — «Тихий Дон»

Сценарии

1965-67 — «Война и мир»
1970 —« Ватерлоо»
1975 — «Они сражались за Родину»
1977 —« Степь»
1982 — «Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне»
1983 — «Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира»
1986 — «Борис Годунов»

Использованная литература:

1.Бондарчук, С. Желание чуда / С. Бондарчук. – Москва: Молодая гвардия, 1984. – Текст непосредственный.

2.Палатникова, О. Сергей Бондарчук . Его война и мир / О. Палатникова. – Москва: Алгоритм, 2017. – Текст непосредственный.

3.Сергей Федорович Бондарчук (1920-1994). – Текст непосредственный // 100 великих режиссеров / авт.- сост. И. А. Мусский. – Москва: Вече, 2004. – С. 312 – 315.

Использованы материалы интернет-ресурсов:

www.kino-teatr.ru

www.culture.ru

www. kinopoisk.ru

11:43
1.54K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.