«СВОЙ СРЕДИ СВОИХ» - к 85-летию со дня рождения Лапшина А. И. (1937-2014), главного редактора звукового общественно-политического и литературно-художественного журнала «Диалог» Всероссийского общества слепых, члена Союза журналистов

«СВОЙ СРЕДИ СВОИХ» -  к 85-летию со дня рождения Лапшина А. И. (1937-2014),  главного редактора звукового общественно-политического и литературно-художественного журнала «Диалог»  Всероссийского общества слепых, члена Союза журналистов

Слушать аудиозапись

В 1937 году на Алтае в селе Сетовка в семье Лапшиных Ивана Филипповича и Клавдии Маркеловны, где подрастали уже два сына Юра и Миша, родился мальчик, которого назвали его Александр. Позже в семье Лапшиных родились еще трое детей.

В доме Лапшиных велись интересные разговоры о крупных городах: Москве, Ленинграде, Харькове. Так, будучи еще совсем маленьким, Саша узнал, что жизнь не ограничивается родным селом и его окрестностями. Есть еще большой мир, который находится далеко-далеко, а в нем очень много разного, сложного и интересного.

В пятилетнем возрасте случайный выстрел лишил мальчика возможности видеть. Но живой и любознательный мальчуган не потерял вкуса к жизни. Брат Миша, младшая сестра Галя и соседка Нина читали ему вслух и гуляли вместе с ним.

«Было мне лет 8, - вспоминает Александр Иванович, - когда Миша прочитал мне «Робинзона Крузо». Это было очень интересно! А потом он принес тоненькую книжицу, которая называлась «Алтайские Робинзоны». Там речь шла о двух мальчишках, которые летом заблудились в нашей алтайской горной тайге. В книге описывалось, как они себе еду находили, описывались животные и природа горного Алтая. И вот тогда я впервые подумал, что, оказывается, писать можно не только о каких-то неведомых океанских островах, но и о том, что происходит в нашем селе или где-то рядом. И это тоже будет интересно».

В 12 лет родители определили Сашу в школу-интернат для слепых детей под Бийском, в которой он проучился 5 лет. Подробно о своем поступлении в школу Александр Иванович описал в рассказе «Большая шоколадная конфета».

«В школе мне страшно не понравилось», – пишет Александр Иванович. – «А больше всего мне не понравились брайлевские точки, потому что они напоминали мне грязноватое вареное пшено, рассыпанное по бумаге. Было противно даже к этому прикасаться. Все время хотелось вымыть руки. Да и потом, это же никакие не буквы! Это что-то непонятное. Не хочу! Не хочу я этому обучаться!! Не надо мне ни школы, ни грамотности, ни письма – все равно это не письмо».

Сначала Саша не хотел учиться, даже письмо домой отправил, чтобы приехали и забрали его. А потом мальчик рассудил, что стать писателем, не зная букв и не умея собственно что-либо написать, не получится.

В газете «Колхозная правда» была опубликована заметка Александра про футбольный матч между сборной района и местными босоногими игроками сборной его родного села. Слепой мальчик хорошо прочувствовал динамику состязания. Так у Саши появилась первая публикация.

1 сентября 1954 года Саша Лапшин поступил в подмосковную Болшевскую школу-интернат, где сразу вошел в состав редколлегии, и практически одновременно его избрали секретарем комсомольской организации. Наивный юноша полагал, что ему оказали высокое доверие, но вскоре узнал, что остальные ребята от этой чести всячески отказывались. Так впервые в жизни Лапшин столкнулся с тем, что многие сторонятся общественной работы. Это было для него дико, ведь участие в общественной жизни, считал он, это и есть одно из основных проявлений человеческой сущности.

Учеба не мешала Саше заниматься литературным творчеством. Шефом Болшевской школы был Северный флот, и Лапшин написал большую заметку о шефах. Ее опубликовали во флотской газете. За нее молодой журналист получил свой первый гонорар – 119 рублей.

Несколько материалов он послал в газету «Сталинская смена», которая с 1956-го года стала называться «Молодежь Алтая». К окончанию школы у Лапшина набралось довольно много публикаций. Но для поступления надо было сдать большую подборку стихов, либо повесть, либо несколько рассказов, либо многоактную пьесу. А у Александра не было ничего, кроме подражательных стихов.

Лапшин активно занимается творчеством, и в последний день февраля 1960 года в читальном зале библиотеки Дворца культуры Ступинского металлургического комбината он поставил заключительную точку многоактной пьесы с двенадцатью действующими лицами. Действие пьесы происходит на Алтае. Герой – талантливый молодой человек – собирается ехать в Москву, поступать в театральный вуз… Объем пьесы получился колоссальный – несколько сотен брайлевских листочков. Библиотекарша подарила автору маленький фибровый чемоданчик, и новоиспеченный драматург с трудом запихнул в него рукопись.

Летом 1960 г. Александр сдал вступительные экзамены на «отлично» и поступил на отделение драматургии Литературного института имени Горького при Союзе писателей СССР.

В 1966 г. Лапшин заканчивает Литинститут и трудится рабочим на Московском УПП №11. Его статьи, очерки, заметки регулярно печатает журнал «Наша жизнь».

В 1968 году Александру Ивановичу предложили вести литературный кружок. Потом возникла идея делать поэтические композиции, записывая их на пленку. Через какое-то время энтузиастов попросили выпускать звуковой журнал к праздникам. Но подготовка номеров стала отвлекать от основной работы, и журнал пришлось закрыть.

В начале 1974 года Лапшину позвонил тогдашний зам. председателя МГО Иванов В. И. Он предложил Александру Ивановичу выпускать звуковой журнал уже профессионально и в рамках всей Московской организации ВОС. Рассказывать о работе, о людях, о проблемах… Первый звуковой журнал назывался «Маяк». Время звучания было два часа.

В 1975 г. А. И. Лапшина принимают в члены Союза журналистов СССР.

В апреле 1986 года директором комплекса «Логос» назначили Степанова В. С., который был активным сторонником звукового журнала. В апреле 1988 г. вышел первый номер звукового общественно-политического и литературно-художественного журнала «Диалог» Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых. В 1990 г. Лапшин был назначен его главным редактором. Журнал, живо, многосторонне и непредвзято освещающий общественное движение слепых в России, очень быстро завоевал популярность в Обществе. Редактируя «Диалог» с первого номера, Александр Иванович неизменно выступал на его страницах как высокопрофессиональный журналист. Его материалы всегда были остропублицистичны, проникнуты озабоченностью судьбой родного Общества.

Профессиональные интересы Александра Ивановича никогда не ограничивались только журналом. В 1988 г. А. И. Лапшин издал свою первую книгу «Путь к творческим достижениям». Все последующие годы он, несмотря на большую загруженность в журнале, не оставлял литературную работу. Выходят его книги: «Восхождение» (1990), «Методом проб и находок» (1994), «Только что-нибудь скажи» (1995), «Приглашение в полет» (2002), «Дверь в стене» (2003), «Роман одиночеств» (2006) «На холодных ветрах рынка» (2011), «Свой среди чужих» (2013) и последний роман «Параграф 14».

Книги Лапшина — это очерки о жизни незрячих людей, их психологии, написанные человеком талантливым и, кроме того, прошедшим долгий и многотрудный путь преодоления слепоты.

А. И. Лапшин награжден медалями «Ветеран труда» (1987) и «В память 850-летия Москвы» (1997). В 1995 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Его труд на благо незрячих России отмечен нагрудным знаком «Отличник ВОС» (1996) и «Знаком Почета Всероссийского общества слепых» (2000).

Умер Александр Иванович Лапшин 14 декабря 2014 года.

Информация подготовлена по материалам сайтов «Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых» и Российской государственной библиотеки для слепых.

В отделе обслуживания инвалидов по зрению Национальной библиотеки Республики Калмыкия можно познакомиться с книгами Александра Лапшина «Дверь в стене», «Роман одиночеств», «Параграф четырнадцатый...», «Свой среди своих. Штрихи к портрету Б.В. Зимина в интерьере событий и времени», «Поймать в паруса ветер», сборником литературных версий звуковых публикаций журнала «Диалог» ВОС «Приглашение в полет», изданными укрупненным шрифтом, а также с «говорящими» книгами на флеш картах с произведениями «Дверь в стене», «Только что-нибудь скажи. Опыт художественного исследования человеческой особенности».

14:07
1.35K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.