28 декабря – День памяти жертв депортации калмыцкого народа

28 декабря – День памяти жертв депортации калмыцкого народа

 В этот день тысячи людей приходят к подножию памятника «Исход и Возрождение» (скульптор Э. Неизвестный), чтобы почтить невинно погибших и умерших в годы депортации. Внимание людей приковано к памятнику, который своими символическими картинами и образами вызывает в памяти трагические страницы истории нашего народа.

Прошло 80 лет с того времени, когда целые народы были подвергнуты тотальной насильственной депортации. В результате бесчеловечного, варварского выселения, они были сорваны с родных земель. Рвались корни, вековые межнациональные взаимосвязи, нарушался устоявшийся порядок жизни, уничтожались традиции, налаженное хозяйствование. Из общественного, а в значительной мере и из государственного обихода были исключены не только какие бы то ни было сведения о депортированных и депортациях, но и сами упоминания о высланных народах.

Выросли целые поколения, не ведающие, что такое война, депортация. За это время сменилось несколько поколений людей, которые пережили ужасы насильственной высылки и которых уже нет в жизни, и те, что помнят годы, проведенные на чужбине.

Все, что случилось с калмыцким народом, и по сей день живет в каждом человеке кровоточащей раной, не проходящей болью и страданием.

 «Забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую боль», – писал поэт Александр Твардовский в своей поэме «По праву памяти».

Но, несмотря на запрет, появлялась литература, в которой рассказывалось о драматических фактах истории высланных народов. «Сколько сослано было наций, столько и эпосов напишут когда-нибудь – о разлуке с родной землёй и о сибирском уничтожении – так писал Александр  Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ».

Литература о ГУЛАГе – трагедия и судьба многих народов  нашей страны.

Одними из первых обратились к теме насильственного выселения народов и художественным словом рассказали о национальных репрессиях в СССР А. Солженицын, В. Гроссман, С. Липкин, О. Волков, В. Закруткин.

 В новейшей российской литературе и в литературе народов России продолжают появляться произведения, развенчивающие культ Сталина, посвященные ссылке народов, подвергшихся выселению по национальному признаку: А. Приставкин, В. Якупова,  А. Чудаков, А. Хатаев, А. Григорьев, В. Макаров, П. Дедов, Л. Кошиль и другие. Их писательское слово проникнуто болью и состраданием к невинным жертвам сталинского геноцида.

Уроки драматической истории жизни на чужбине в течение тринадцати лет калмыков, немцев Поволжья, некоторых народов Северного Кавказа все еще требуют детального изучения историков и политиков, художественного осмысления поэтов и прозаиков. Во многих прозаических и поэтических произведениях наблюдается максимальное приближение к историческим и трагическим моментам периода депортации и проживания вдали от родины, причем эти произведения характеризуются правдивостью художественного отображения.

Александр Твардовский писал в поэме «По праву памяти»: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Мы не вправе забывать свое страшное прошлое, потому что оно касается всех нас, даже тех «непосвященных», кто не был свидетелем событий.

Для учащихся Русской национальной гимназии 21 декабря сотрудники абонемента провели литературный час

«Память о том, что было…»: о депортации калмыцкого народа в художественной литературе

– «Память сердца»: Депортация калмыцкого народа глазами детей.

О депортации писали писатели, которые в детстве были  очевидцами трагедии калмыцкого народа. Их воспоминания позволяют соприкоснуться с той атмосферой, в которой им пришлось выживать в самый лучший этап жизни каждого человека – детство. Вниманию учащихся были представлены три рассказа – калмыцкого и двух сибирских авторов, объединенных одной темой – ссылка калмыцкого народа, показанная глазами ребенка, свидетеля давних событий. Это – рассказ калмыцкого писателя Дольгана Шанаева «Побирушка» – о высылке калмыков, дороге в Сибирь и о первых месяцах жизни в Сибири; рассказ Петра Дедова «Я должен рассказать» – о начале ссылки калмыков и рассказ Людмилы Кошиль «Калмыцкий чай» – о ее конце.

Учащиеся гимназии прочитали стихи калмыцких поэтов, посвященных высылке народа.

14:09
980
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.