К 165-ЛЕТИЮ УЧЕНОГО МОНГОЛОВЕДА АЛЕКСЕЯ МАТВЕЕВИЧА ПОЗДНЕЕВА(1851-1920)

Алексей Матвеевич Позднеев, выдающийся востоковед последней четверти XIX и начала XX вв., является одним из ярких представителей русского монголоведения. Его перу принадлежат около ста научных трудов по различным вопросам монголоведения, китаеведения и маньчжуроведения.

Калмыковедением А. М. Позднеев стал заниматься будучи еще студентом 2-го курса факультета восточных языков Петербургского университета. В 1874 г. с экспедицией побывал в Калмыцкой степи, целью которой был поиск памятников устного народного творчества. Тогда же им были собраны сказки в Малодербетовском улусе.

На заседание ученого совета университета А. М. Позднеев представил работу «Материалы для истории Тибета», высоко оцененную профессором К. Ф. Голстунским, и 16 апреля 1876 г. он был единогласно утвержден в ученом звании кандидата. В том же году, окончив университет, А. М. Позднеев отправился в Монголию, в экспедицию под руководством Г. Н. Потанина, организованную Русским географическим обществом. В поездке он приобрел большое количество рукописей и ксилографов, которые пополнили фонд бывшего Азиатского музея в Петербурге. Среди них оказались: историческое сочинение эмчи Габан Шараба, «Биография Зая-пандиты», буддийские сочинения, сборники дидактических повестей на калмыцком языке и др.

В круг интересов А. М. Позднеева входили вопросы истории монгольских народов. В частности, его интересовали обстоятельства, послужившие причиной перекочевки Хо-Урлюка в пределы Сибири. Занимательна статья А. М. Позднеева «Сведения по истории калмыцкого народа», где он подробно освещает деятельность Аюки-хана. По просьбе археолога и востоковеда Н. И. Веселовского для издания им материалов о посольстве И. Унковского к джунгарскому хану Цэван-Рабтану исследователь перевел несколько писем Цэван-Рабтана, в которых уточнил некоторые сведения о джунгарских ойратах, исправил допущенные в записях неточности. И. Минаев, рецензент труда Н. И. Веселовского, все эти ценные замечания охарактеризовал как «любопытное открытие, сделанное А. М. Позднеевым в письме "К истории зюнгарских калмыков"».

К числу интересных и полезных для своего времени работ А. М. Позднеева относятся его статьи и отчеты, посвященные историко-этнографическому исследованию терских калмыков, так и оставшиеся в рукописях.

Летом 1911 г. по поручению министра внутренних дел А. М. Позднеев был командирован в Оренбургскую губернию, Уральскую и Терскую области «с целью всестороннего изучения условий общественного и духовного быта и существующей духовной организации калмыков-ламаитов в указанных местностях». Собранные сведения исследователь изложил в своем 98-страничном отчете с подробным историко-этнографическим описанием жизненного уклада терских калмыков. Эти данные позже нашли отражение в его работе «Религиозный быт терских калмыков».

В 1896 г., в одну из поездок в Калмыцкую степь, А. М. Позднеев приобрел записи о путешествии калмыцкого ламы Бааза-бакши в Тибет в 1891-1894 гг. и опубликовал их. Факультет восточных языков Петербургского университета посвятил этот труд А. М. Позднеева Международному конгрессу ориенталистов, состоявшемуся в 1897 г. в Париже.

А. М. Позднеев литографским способом издал «Памятники исторической литературы астраханских калмыков в подлинном калмыцком тексте», состоявшие из «Свода сведений, собранных об истории калмыцких ханов» и «Сказания о дербен ойратах» Батур-Убаши Тюменя.

На протяжении многих лет А. М. Позднеев принимал самое деятельное участие в просвещении детей калмыков. Ему принадлежит инициатива в постановке и разрешении ряда вопросов, направленных на улучшение народного образования кочевников. В 1892 г. А. М. Позднеевым была составлена первая в России «Калмыцкая хрестоматия», которая выдержала три издания. В нее были включены образцы литературных и исторических произведений калмыцкого народа, рассказы для детского чтения, общеобразовательные статьи по естествознанию, географии, ботанике, зоологии, этнографии и истории России, отрывки из ойратского Великого Уложения 1640 г., героической поэмы «Джангар», указы и законы калмыцких ханов и др.

При содействии калмыцких религиозных деятелей А. М. Позднеев составил словарь для калмыцких школ, отличительной особенностью которого явился выбор слов, «преимущественно употребляемых в современном живом языке калмыков», и их толкование. Он был издан Обществом востоковедов в качестве учебного пособия. А. М. Позднеевым был сделан перевод на калмыцкий язык биографий М. Ломоносова и А. Суворова, написана книга для детского чтения.

По его инициативе и под его руководством 1 июня 1919 г. при историко-филологическом факультете Донского университета была организована кафедра монгольской и калмыцкой словесности. Составленной им же программой обучения предусматривалось изучение фонетики и морфологии калмыцкого языка, истории и этнографии калмыцкого народа, также в нее был включен курс изучения культуры и социального быта монгольских и калмыцких народов с древнейших времен, экономического быта кочевников. В первой же своей лекции в Донском университете А. М. Позднеев дал содержательный очерк истории калмыков, осветил вопрос о происхождении термина «дербен-ойрат». 1920 г. выдающийся русский востоковед скончался.

 

00:56
1.38K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.