К 85-летию со дня рождения народного художника Калмыкии, поэта Цебека Манджиевича Адучиева

К 85-летию со дня рождения народного художника Калмыкии, поэта  Цебека Манджиевича Адучиева

Цебек Манджиевич Адучиев – член Творческого Союза художников России, член Союза писателей России, лауреат Национальной премии «Муза», участник региональных, российских, зарубежных художественных выставок, автор поэтических сборников «Из дневника художника Цебека Адучиева», «На границе тревожных времен», автор книги «Вблизи рассвета».

Из автобиографии художника:

Родился весной. Как сказала мама, умирая: «Когда трава зеленела и птички пели». Лишь с приходом тепла поют птицы. Это было скорее в апреле и, как определили астрологи (документов не было), под созвездием тельца, в год зайца. Вблизи сел Яр-Базар и Зорино было село Шумулдук…

Я был долгожданным и любимым сыном родителей…

Свой путь художника он начал на Урале, продолжил в Ленинграде. На родину в Калмыкию Цебек Манджиевич вернулся в 1968 году.

Без малого 60 лет художник посвятил живописи. Создал свой неповторимый стиль, отказавшись от общепринятых норм и не поддаваясь модным течениям. Его яркая индивидуальность долгое время не воспринималась. Чиновники, которые должны были решать вопрос об участии Адучиева в тех или иных выставках, боялись разрешать ему выставлять свои работы. Они казались им слишком ультрамодными. Так что оригинальному мастеру было очень непросто жить и творить…

Ему довелось работать с Эрнстом Неизвестным и Михаилом Шемякиным, тогда еще мало кому известными художниками.

Творчество мастера создавалось на пересечении двух традиций: восточной и европейской. Вполне допустимо, что стиль художника вырастал из архаики и современного модернизма.

Художник мастерски владел цветом и мог придать выразительность картине только игрой одного цвета. Все кто хорошо его знал, отмечают присущее только ему тонкое и своеобразное чувство юмора. Цебек Манджиевич обладал своим оригинальным видением мира, что находило отражение в его творчестве. Он взял в основу своих фантазийных композиций романтику поисков новых средств выразительности гармонии и цвета.

Творческая биография Цебека Адучиева и сложна, и многотрудна, и по-своему впечатляюща. Была обобщена известным московским искусствоведом Александром Носалем в так давно увидевшей свет брошюре «Цебек Адучиев», изданной Ассоциацией художников Калмыкии «Джунгария» и Ассоциацией литераторов Калмыкии в 1990 году и ставшей библиографической редкостью.

Его картины известны не только в Калмыкии, но и в Российской Федерации и за рубежом.

К картинам художника прикован интерес не только историков, философов, математиков, но и врачей, пытающихся найти применение лечебным свойствам картин».

Хорошо известно, что во время визита в Калмыкию Его святейшества Далай-ламы XIV, из всех представленных картин практически всех художников Калмыкии, он выбрал и увез с собой картину Цебека Манджиевича «Сказание о земле калмыцкой». Далай-лама сказал, что от этой картины исходит благодатная энергия. Его Святейшество благословил творчество Адучиева. А это о многом говорит.

Татьяна Дмитриевна Булгакова – ценитель прекрасного и друг по переписке в своей статье «Утробный гул прошёлся под землёй…» в газете «Наш Кисловодск» описывает фото картин из Нижегородского музея, которые Цебек Манджиевич Адучиев присылал ей по почте.

…«Это были тюльпаны, но не те, которые цветут в Калмыкии, а совершенно фантастические из чего-то видимо-невидимого. Они несли некое излучение, как-будто сами были источником некой тайной жизни. Это изображение походило на рентгеновский снимок, когда ничего не выявлено, все ткани просвечиваются, но сами, по каким-то неведомым законам, несут разный цветовой эффект. Хрупкость зарождения природы, её таинственность и удивительный колорит несли совершенно медитативное состояние для смотрящего: не оторваться взглядом, ощутить невесомость и зависание в пространстве… Маленькая фотокарточка оказывала сверхъестественное воздействие на смотрящего. Я не могла двинуться, наступила точка покоя и сосредоточения одновременно. Глаза застыли в некой субстанции, в некой другой форме жизни или смерти. Цветы парили в голубо-зеленом эфире. Всё моё существо недоумевало… Под фотокарточкой, которая была наклеена на чистый лист бумаги, надпись — отсыл к вербальному миру, как перевод таинственного и столь эмоционального пластического языка — на вербальный: «Из серии «Цветы и птицы».

Ранее Татьяна Дмитриевна писала своё первое письмо-отзыв о картине «Сибирь далёкая» по электронной почте с глубоко тронувшим художника отзывом. Ведь не часто доводилось услышать точные и проникновенные слова о своем творчестве. Ведь художники, сами зачастую не могут дать словесное толкование своих работ, но, терзаемые творческими сомнениями, истосковавшиеся по пониманию, так благодарны тем, кто это сумел.

В апреле этого года Цебеку Манджиевичу Адучиеву исполнилось бы 85 лет.

18:06
336
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.