ОЧИР КИКЕЕВ. ОБАЯНИЕ ТАЛАНТА.

ОЧИР КИКЕЕВ. ОБАЯНИЕ ТАЛАНТА.

произведения

штрихи к портрету

К 80-летию со дня рождения заслуженного художника России, заслуженного деятеля искусств Республики Калмыкия, лауреата премии комсомола Калмыкии имени Э. Деликова Очира Хулхачиевича Кикеева (1940-2001)

В историю калмыцкой живописи Очир Кикеев вошел как талантливый художник – живописец, круг интересов которого составляют пейзаж и портрет, калмыцкая степь и природа Монголии, история и современность.

Очир Хулхачиевич Кикеев родился 9 мая 1940 г. в хотоне Колан-Хотхур Манджикинского сельсовета Приютненского района (ныне Ики-Бурульского) Калмыцкой АССР в семье потомственных скотоводов.

В 1943 году, как и весь калмыцкий народ, семья художника подверглась депортации.

Из интервью О. Кикеева (Новая неделя. – 2000. – 26 мая).

«…Рисовать я особенно пристрастился в пятом классе, когда появилась в школе учительница – немка Ядвига Ивановна. Она дала мне первые уроки живописи, научила рисовать акварелью. Но все равно, конечно, это были чисто детские, любительские рисунки...»

Среднюю школу окончил в 1957 г. в г. Называевске Омской области и вернулся в Калмыкию. А в следующем году поступил в Рязанское художественное училище.

Из интервью О. Кикеева (Новая неделя. – 2000. – 26 мая)

« После возвращения из ссылки в Калмыкию (это было в 1957 году) мы с братом были табунщиками. И вот впервые я тогда услышал радиопередачу на калмыцком языке. А читали объявление о наборе студентов в художественные училища городов России. Загорелся, получил разрешение у отца... Проучился пять лет, потом отслужил в армии и в 1966 году начал работать оформителем в Художественном фонде».

Окончив Рязанское художественное училище, он принимает участие в первой выставке «Советская Калмыкия», где была представлена его дипломная работа «Обед чабанов», выполненная под руководством профессора Григория Николаевича Ракова.

Из интервью О. Кикеева (Время Калмыкии. – 2000. – 24 мая (№ 16).)

«…Дипломной работой для меня стала картина «Обед чабанов». Пригодился практический опыт, который я приобрел лично, работая чабаном в одном из колхозов Арзгирского района Ставропольского края. Эта работа экспонировалась на первой республиканской художественной выставке».

С этого времени начался его творческий путь, упорная, систематическая работа над собой. Большое влияние на молодого живописца имело творчество ведущего художника Калмыкии Г. О. Рокчинского, которого сам Кикеев считает своим учителем, человеком, кому он обязан всем, чего достиг в искусстве.

Первый успех О. Кикееву принесли полотна «Счастье» и «Мужчины» (1970), выполненных под влиянием своего наставника Гарри Олеговича Рокчинского. Одна из этих картин – «Счастье» – неоднократно репродуцировалась в популярных журналах «Смена», «Юность» и других периодических изданиях. Картина, в которой необычайная гармония ярких и сочных красок, является по замыслу художника «гимном степи, молодости и созидания».

От республиканских выставок Кикеев переходит к успешному участию во Всероссийских и Всесоюзных смотрах изобразительного искусства в Москве: на выставке 16 автономных республик РСФСР (1971 г.), выставке художников Российской Федерации «Современный натюрморт» (1972 г.), Всесоюзных выставках «Спорт в искусстве молодых» (1973 г.), «50 лет Гражданского Воздушного Флота СССР» (1973 г.) и зональной выставке «Большая Волга-4».

В 1973 г. Кикеев принят в Союз художников СССР.

Очиром Кикеевым создано немало пейзажей: «Окраина» (1965 г.), «Элиста. Ветреный день» (1966 г.), «Река в горах» (1969 г.), «Весна» (1970 г.), «Село Бага Бурул» (1973 г.), «Возвращение» (1975 г.) и «Пейзаж» (1976 г.). Все они складываются в тематическое, взволнованное и красочное живописное повествование художника о цветущих степях, чистых реках, золотых песках, молодых городах Калмыкии. В пейзажах особенно отчетливо проявляются экспрессивный, порывистый почерк живописца, яркость его палитры, стремление к декоративным эффектам.

Мастер работает и в портретном жанре, в котором стремится достичь исторической обобщенности и типичности. Им создано немало графических портретов-рисунков карандашом, фломастером, гуашью: «Портрет солдата», парный детский портрет «Мои близнецы» (1969 г.), исторический портрет основателя калмыцкой письменности Зая-Пандиты (1967 г.). Но ближе всего складу его дарования живописный портрет. Интересны, оригинальны по композиции, глубоко эмоциональны такие портреты, как «Молодой рабочий» (1969 г.), «Мой отец» (1969 г.), «Мужчины» (1970 г.), «Участник Французского Сопротивления Д. Балханаков» (1972 г.), «Портрет молодого летчика В. Барлыкова» (1971 г.), последний построен на фоне светлого летного поля аэродрома. Лучшим портретам Кикеева свойственна продуманная «программность». Так, например, его групповой портрет представителей трех поколений одной семьи «Мужчины» заключает в себе глубокое раздумье художника о долге, чувстве собственного достоинства, праве человека на счастье, о преемственности традиций в жизни народа.

Успешно выступил Кикеев на зональной выставке «Большая Волга-4». Он представил три работы: «Я – кавалерист» (1973 г.), портрет «Участник Французского Сопротивления Д. Балханаков» (1972 г.) и «Портрет бывшего югославского партизана К. Лиджиева» (1974 г.). В этих работах сохраняется присущая ему картинность мышления и символичность цветовой трактовки. Особенно она драматизируется, становится более

напряженной, остро выраженной в полотне «Венсереймос» («Мы победим») (1975 г.), показанном на выставке «Слава труду» в Элисте.

На III съезде Союза художников Калмыкии (1976 г.) коллеги доверили Очиру Кикееву возглавить творческую организацию республики.

Поиск сюжетных мотивов побуждает художника к поездкам на Кубу, в Монголию.

Огромное впечатление на художника произвело знакомство с культурой и искусством монгольского народа, чье творчество уходит корнями в глубины веков. Прекрасные творения мастеров прошлого – скульптура Дзанабадзара. аппликации Хасгомбо, композиции Доржа и Шарава – поразили О. Кикеева фантазией и мастерством. В Убсанурском аймаке родились замыслы картин эпического звучания: «Убса-нур». «Воспоминания о Хиргиз-нуре», «Вечерняя песня. Джунгария», «Красная гора в Улан-Гоме».

Необычный для зрителей степного края пейзаж: закат солнца в горах, голубой простор затканных серебром вечных снегов, – перед нашими глазами вереницей проходят картины сурового, но бесконечно прекрасного края, прародины ойрат – калмыков: одно из красивейших озер Монголии – «Озеро Убса – Hyp», расцвеченная солнцем гора Хархираа, величественный в своей грустной красоте пейзаж картины «Вечерняя песня. Джунгария». В этих произведениях художник реализовал свое глубокое чувство национального, что проявляется прежде всего в колористической концепции, сочетающей в себе родство со средневековой художественной традицией монголов и ойрат – калмыков и ее трансформацией в соприкосновении с современностью.

Как и монгольский цикл, картины, написанные под впечатлением поездки на Кубу, привлекают внимание зрителей. И если Монголия отразилась и в пейзаже, и в портрете, то Куба внесла ликующие цветосочетания и повышенную экспрессию в пейзажные работы художника О. Кикеева («Шторм в Варадеро»).

В 80-е годы в творчестве художника ритмы декоративности становятся все более нарастающими и всеобъемлющими. Полотна «Аюка-хан». «Мазн-Баатр». «Сказ о земле калмыцкой» выполнены в манере монгольского лубочного рисунка. Основой этих произведений также является декоративность, орнаментальность. Кикеев использует подбор цветовых пятен и плоскостей, которые были присущи монгольской плоскостной живописи.

По своим творческим устремлениям О. Кикеев принадлежит к поколению тех живописцев, которые перенесли на своих плечах всю тяжесть трагической судьбы народа, подвергшегося в 1943 году насильственному выселению в далекую Сибирь.

В 1989 г. он создает картину, навеянную детскими впечатлениями «Калмыцкий хотон. После выселения. 1943 г.» Квадратный холст дает пейзажный вариант сюжета. Лишь четверть картинной плоскости занимают заброшенные жилища людей, все остальное пространство заполняет

пепельно – серый снег, а в центре полотна – воющие собаки. Художник пишет картину не как копию конкретного факта действительности, а, стремясь обобщить в ней свое знание жизни, свои воспоминания.

Из интервью О. Кикеева (Новая неделя. – 2000. – 26 мая).

«…на создание «Калмыцкого хотона» у меня ушло всего две недели! Но сколько она зрела в душе, сердце – по сути, все те годы, что были прожиты и в сибирской ссылке, и после нее. Одичавшие воющие собаки на фоне опустевшего хотона были навеяны рассказами стариков: когда грузовики с калмыцкими семьями покидали села, собаки долго бежали за машинами...»

Очир Кикеев охотно работал и в жанре натюрморта. Любовь к окружающему, стремление к подробному рассказу, восхищение обычными «утилитарными» вещами, говорят о том, что художнику близок этот жанр. Как и в пейзажах, в натюрмортах О. Кикеева отчетливо звучит национальная нота. Колористическая близость традиционному пониманию цвета, щедрая красочность, декоративность – все это придает остроту и силу звучания картин этого художника, роднит его с народной культурой.

Своей творческой деятельностью Очир Хулхачиевич внес значительный вклад в развитие калмыцкого изобразительного искусства. Его творчество всегда было проникнуто глубоким знанием национального быта, традиций, истории народа. Тематика его произведений многообразна, центральное место в его работах занимала тема труда, деятельности человека.

Его полотна «Счастье», «Мужчины», «Партизан Канур Лиджиев», «Озеро Убсан-Нур» стали классикой современного изобразительного искусства Калмыкии. Он щедро делился своими знаниями, богатым опытом с молодым поколением художников, возглавлял Ассоциацию молодых художников Калмыкии «Джунгария» и являлся лауреатом премии комсомола Калмыкии им. Героя Советского Союза Эрдни Деликова (1977 г.). В 1979 году ему присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Калмыцкой АССР», в 1996 году присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

Очир Хулхачиевич был ярким представителем плеяды художников Калмыкии, чьи имена известны далеко за пределами республики и России. Его произведения хранятся в фондах музеев России, за рубежом, в частных коллекциях и собраниях.

Использованные материалы:

1. Лебедева, И. Пора итогов: 55 лет со дня рождения, 30 лет творческой деятельности: [к юбилею худож. О. Кикеева] / Ирина Лебедева // Элист. новости = Элст зəңгс. – 1995. – 17 – 23 июня (№ 25). – С. 5.

2. Лебедева, И. Путь мастера: [творчество О.Х. Кикеева] / Ирина Лебедева // Изв. Калмыкии. – 1995. – 4 июля (№ 120).

3. Кикеев, О. Удел художника – творить, сомневаться, надеяться: [беседа с заслуж. худож. России Очиром Кикеевым] / записала С. Сюйва // Новая неделя. – 2000. – 26 мая.

4. Очир Кикеев. Творчество длиною в жизнь: [о заслуж. худож. России, заслуж. деят. искусств КАССР Очире Кикееве] / вступ. ст. И.А. Новомлиновой; сост.: Б.О. Лялина, Я.О. Сокулева, И.А. Новомлинова; М-во образования, культуры и науки Респ. Калмыкия, Нац. Музей Респ. Калмыкия им. Н.Н. Пальмова. – Элиста, 2010. – 39 с.: ил.

5. Червонная, С.М. Очир Кикеев:[анализ творчества] / Светлана Червонная. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1979. – 15 с. – 1 бр. – Художники Калмыкии / сост., макет и оформление И.Г. Ковалева. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1979. – 19 бр.

11:37
1.32K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.